В конце января в Тамбовской областной ТПП транслировался вебинар на тему: «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства: кто и как может проверять кадровика, что должен знать каждый работодатель. Практические советы профессионала». Ведущим интернет-семинара выступил член Ассоциации юристов России, практикующий юрист в сфере трудового права, к.ю.н. Андрей Бережнов.
Вебинар носил исключительно прикладной характер. В том числе, кадровики узнали обо всех службах, которые вправе проверить деятельность организации в сфере трудовых отношений. Помимо всем известной Государственной инспекции труда (ГИТ), это еще и целый ряд других государственных служб. К примеру, работники часто жалуются на работодателя в Прокуратуру, однако зачастую данное ведомство инициирует проверку предприятия именно службой ГИТ.
Роспотребнадзор вправе проверять ряд организаций, таких как, например, предприятия общественного питания — в них первоочередным объектом проверки может стать прохождение медосмотров сотрудниками: наличие медицинских книжек, соблюдение сроков очередных осмотров и т. д. В случае выявления нарушений проверяющие лица Роспотребнадзора имеют право выписать предписание об отстранении работников от служебных обязанностей.
Большие штрафы (около 400 тысяч рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге около 1 млн) могут выписать за нарушения в сфере миграционного законодательства сотрудники управления по делам миграции ГУ МВД РФ. Это в первую очередь незаконное привлечение иностранцев к труду при отсутствии разрешения на работу или патента. Также могут проверить кадровика Ростехнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство.
Основной темой рассмотрения на вебинаре стали проверки Государственной инспекции труда. Ведущий отметил, что с юридической точки зрения контроль и надзор — различные понятия. Так, контроль подразумевает выявление нарушений при проверке, а именно надзор позволяет выдавать обязательные к исполнению предписания, выписывать административные штрафы.
Так, государственная инспекция труда является практически монопольным органом в сфере трудового законодательства, обладающего полномочиями не только выписать предписания, но и наложить штрафы за несоблюдение законодательства о труде. Несмотря на то, что штрафы сравнительно невелики (несколько десятков тысяч рублей на юридических лиц и немногим менее — на индивидуальных предпринимателей), практика работы государственной инспекции показывает, что работодатели наказываются за каждое нарушение, то есть, если у работников не хватает в трудовом договоре какого-либо обязательного пункта, то работодатель будет наказан за каждый такой договор — по количеству работников. Поэтому общая сумма штрафов на одну организацию может быть очень значительной.
При проверке ГИТ кадровик должен знать документы, какими регламентирована деятельность проверяющего: это, в первую очередь, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, административный регламент, утвержденный Министерством труда №354-н от 30.10.2012 г., и методические рекомендации, утвержденные приказом Роструда №14 от 24.01.2012 г.
Особый акцент Андрей Александрович сделал на последних изменениях законодательства. Так, новации были внесены в статью 15 294-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2017 года: Государственная инспекция труда утратит возможность проверять исполнение работодателями продолжающих действовать нормативных актов бывшего СССР. Хотя их исполнение работник вполне может отстоять в суде — подчеркнул эксперт.
Информационно-издательский центр
Тамбовской областной ТПП