Жители кирсановского села Иноковка ведут большую краеведческую работу по изучению белых пятен в биографии этого старинного населенного пункта. Наиболее интересный материал собран по истории двадцатых-тридцатых годов минувшего века. Об Антоновском мятеже и коллективизации. Появились и новые подробности о том, как иноковцы пытались сохранить веру в атеистическом государстве.
О духовной прочности иноковцев свидетельствуют эти два действующих храма. Деревянный, перестроенный в 90-е годы из светского здания, и этот – кирпичный, возведение которого выявило новых подвижников. А старая церковь, от которой остались лишь маковка и крест, помнит эпоху тридцатых годов минувшего века, когда верующие подвергались жестоким гонениям. За отстаивание своих убеждений крестьян лишали всех прав, сажали в тюрьму, расстреливали. И все же такие люди в Иноковке были. Одна из них – монахиня Доминика.
Александра Кузьмина, почетный гражданин Кирсановского района:
«Доминика – это имя монахини, Елены Сизинцевой, уроженки села Вторая Иноковка. После… Когда были распущены монастыри, она находилась в монастыре в городе Кирсанове, она приехала во Вторую Иноковку».
Уже десять лет страной управляют безбожники, разрушившие храмы и погубившие многих защитников веру. У Церкви теперь нет Патриарха, а патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) идет с советской властью на вынужденный компромисс. Не все понимают замыслы Страгородского. Отказываются на службах поминать власть.
Организация колхозов, ломающих весь крестьянский уклад, еще больше обостряет отношение власти с народом. Появляются религиозные группы, ожидающие конца света, и, готовые умереть за веру. Они прячутся в горах, выкапывают пещеры. Пещера с подземной церковью появляется и в Иноковке. Ее построила монахиня Доминика.
Любовь Верещагина, жительница села Вторая Иноковка:
«Там была деревянная церковь внутри и большие запасы продовольствия. Из продовольствия – мука, конечно. А это – спички, соль, керосин».
Светлана Тарасова автор научной статьи о «подпольной церкви» в Иноковке:
« Церковь в селе в Первой и во Второй Иноковке закрыли. И людям некуда было идти. В тридцатые годы была вырыта пещерка монахиней. И люди собирались у нее. Это стало поводом, чтобы привлекло внимание органов власти, поскольку Церковь тогда находилась в гонении».
Христиане тайной общины не только скрытно молились, но и обсуждали новости, говорили о жизни в селе. Не хотели идти в колхоз. Не мирились с обобществлением земли и скота. Однако «иноковское дело» разматывают на всю катушку. Приходу подземной церкви вменяют контрреволюционную деятельность, связь с организациями Москвы и других городов. Заодно арестовывают трех местных священников, которые о тайном храме знают лишь понаслышке. По делу проходит более 40 человек.
Евгений Овчинников, житель села Вторая Иноковка:
«По рассказам моей бабушки, кстати, бабушка была, вместе они дружили. И на следующий день и мою бабушку тоже забрали вместе с матушкой Еленой. Дали ей 58-ю статью. Собирала людей, читала молитвы, ругала власть, хулила и ее тут же забрали. Забрали и скотину».
Из 40 подследственных по делу о подпольной церкви лишению свободы на срок от 3 месяцев до 10 лет подверглись 14 человек. Предполагают, что сразу же по окончанию следствия, монахиню Доминику расстреляли . Поражают не только духовные качества иноковцев , их стояние за правду и веру, но также целеустремленность и порыв, с которыми они хотели прорваться сквозь землю к свету. К подпольной церкви, вырытой в овраге, шел от села длинный подземный ход.
Александра Кузьмина, почетный гражданин Кирсановского района:
« Копали ночью, копали. Землю сбрасывали сюда и на борт этого оврага выкладывали. Землянка была. Несколько ходов в этой землянке было. И там же была келья для Доминики».
В церкви имелся колодец. Говорят также, что был еще один подземный ход – к старому разрушенному храму. Некоторые из иноковцев считают, что подземную церковь надо откопать. Возможно, найдутся предметы, которые добавят новые подробности в уже известную историю о непримиримых подвижниках веры.
Светлана Тарасова, автор научной статьи о «подпольной церкви» в Иноковке:
«Здесь и, своего рода, трагизм истории Церкви и, своего рода, жизнь, судьба этих людей. И что, прикасаясь, непосредственно, к той местности, воспоминая те трагические времена, конечно, думаешь и о настоящем, и о будущем, и о воспитании подрастающего поколения».
Сергей Нишуков, корреспондент:
«По сути, мы стоим на святом месте. Здесь люди молились о себе, о своих близких и о судьбах России. Благодаря этим подвижникам Церковь выстояла, и наш народ сохранил свою суть, свою соль.
Сергей Нишуков, Илья Демин, Александр Щаднов