Испанские танцы, помимо части национальной культуры, давно стали неизменным туристическим атрибутом. Самый известный, самый яркий и драматический танец страны, конечно же, фламенко, разновидностей которого в Испании насчитывается больше пяти десятков! Логично, ведь это квинтэссенция страсти со всеми сопутствующими атрибутами – ярким нарядом танцовщицы (байлаоры) и ее спутника, летящей шалью, звуками гитары и стуком каблуков...
Но это лишь стереотип, ведь есть виды фламенко которые символизируют общение матери с ребенком или исполняемый лишь мужчиной, или без гитарного аккомпанемента. Так что смысл гораздо глубже, ведь именно для этого танца существует испанское понятие «дуэнде» — душа танца, всегда своя и никогда не повторяющаяся. Что примечательно, искусство гитариста, танцора и певца часто передается от мастера к ученику, так как в культуре фламенко (включенной в список объектов Всемирного наследия) нет типовых стандартов, часто невозможна нотная запись. Считать фламенко истинно испанским танцем не совсем верно, у него цыганские корни. Хотя таким уникальным его сделало невообразимое смешение культур – на земле средневековой Андалусии под властью мусульман жили и цыгане, и арабы, и христиане. Более того, исследователи танца считают, что свой вклад в древнее андалузское пение — основу фламенко внесли иберы, греки, африканцы и даже тамплиеры! Как бы то ни было, увидеть традиционное исполнение можно и в Мадриде и в Барселоне , но считается, что подлинное искусство лучше видеть на своей родине – овеянной легендами о земле Аль-Андалус.
Ошибочно думать, что фламенко ассоциируется с корридой, потому как это прерогатива пасодобля – истинно испанского танца , символизирующего поединок быка и матадора. В пасодобле, для которого характерна особая позиция корпуса исполнителей, танцор символизирует тореро, а его партнерша – обычно мулету. Сами бои быков часто проходят под аккомпанемент этой музыки.
Не менее зрелищным является и болеро — парный танец, исполняемый под аккомпанемент барабана, гитары и кастаньет. Прыжки, повороты и сложные пируэты создают ощущение того, что исполнители кружатся в воздухе и немного напоминают классический балет. Качуча схожа с болеро, но исполняется соло, как мужчинами, так и женщинами.
Но, как полоса средиземноморских пляжей еще не вся Испания, так и фламенко – лишь один из танцев Иберии. Среди народных лидирует парный танец хота, изначально возникший в Арагоне. Исполняется в национальных костюмах, с кастаньетами и пением, часто в сопровождении оркестра. Позже распространился в Кастилии и Каталонии, в некоторых регионах исполняется на похоронах.
Сардана или «танец протеста» - пожалуй, самый демократичный каталонский танец. Демократичный потому, что часто исполняется на улицах под аккомпанемент уличного оркестра –коблы и танцуют его самые обычные люди (часто и туристы), взявшись за руки, образуя большой круг и выполняя определенные па. А «танцем протеста» его прозвали за то, что его посредством каталонцы выражали национальное единство во времена Франко, запретившего исполнение сарданы.
Увидев мунейру, народный парный танец, исполняемый под аккомпанемент бубна, небольшого барабана и волынки, сложно поверить, что это испанский танец. Объяснение простое – это наследие древних кельтов, о чем свидетельствуют резкие протяжные выкрики, сопровождающие танец (когда-то это был боевой клич кельтоиберийцев). Именно поэтому увидеть его можно лишь в северной автономии Галисия, откуда он распространился в соседнюю Астурию.