Литературная гостиная

Фото: tamlife.ru

Ни у кого не вызывает сомнений, что осень — самое поэтичное время года. Своеобразной жатвой на ниве изящной словесности стал вечер, ознаменовавший открытие областного клуба поэзии. Свой вклад в тамбовский поэтический каравай внесли и приехавшие из столицы гости. Лауреат Государственной премии России Валентин Васильевич Сорокин в 1965 году окончил Высшие литературные курсы, а сегодня сам является их руководителем. Широко известный поэт и публицист был близким другом нашего земляка Вячеслава Богданова и теперь вместе с его братом Виктором Сошиным из года в год приезжает в наши края для участия в Богдановских чтениях. На снимке: Валентин Сорокин (слева) и Виктор Сошин.

 

Фото Анатолия ЖАЛНИНА.


Откровение, а по-другому – открытие


Есть слова, которыми пользуются все, какими-то реже, какими-то чаще, и бывает так, что за постоянным употреблением не рассмотреть смысла. Слов таких множество, и, пожалуй, «откровение» из их числа. В последнее время более-менее точно оно соотносится с «чем-то из Библии». Но ведь это ещё и открытие тайны, порой — внезапное, и именно в этом значении оно стало названием поэтического объединения. Творческий коллектив «Откровение» уже десять лет существует в Инжавинском районе, при этом он хорошо известен за его пределами и стоит в одном ряду с такими признанными на областном уровне объединениями, как «Радуга» и «Тропинка».

Начиналось же всё в сентябре 2003 года со встречи молодых инжавинских поэтов с тамбовскими поэтессами Г. Простосердовой и Л. Котовой. Тамбовские поэтессы читали свои стихи, потом, как водится, «с ответным словом» выступили инжавинцы, среди которых оказалось много интересных и самобытных авторов. Но явно ощущалась нехватка теоретических знаний по стихосложению, отсутствие, если так можно сказать, «школы». Но несмотря на то что молодые авторы руководствовались преимущественно интуицией, многие стихи были достойными публикации. Собственно, с подготовки первого поэтического сборника и началось поэтическое объединение.

— Занимаясь подготовкой сборника, одновременно стала заниматься с молодыми инжавинскими авторами теорией стихосложения, — вспоминает руководитель объединения Л. Котова. — Параллельно занималась с наиболее заинтересовавшими меня авторами, прежде всего это Алексей Багреев, Роман Кузьмин, Валентин Поветьев.

В процессе подготовки персональных сборников этих авторов обнаружилось, что на самом деле знакомство Л. Котовой с молодой инжавинской поэзией состоялось раньше сентябрьской встречи 2003 года.

— Несколько лет назад моя родственница, работающая в школе, попросила меня посмотреть стихи одного из её учеников, — рассказывает Л. Котова. — Стихи мне показались интересными, но требующими шлифовки. Я высказала своё мнение, порекомендовала, что могла... А при подготовке сборника, читая стихи Алексея Багреева, заинтересовалась его творчеством, и выяснилось, что мы уже были знакомы: он-то и был тем школьником.

А. Багреев рассказал, что прочитав советы, он вначале вспылил, как многие юные поэты, но потом к советам прислушался, и это пошло ему на пользу, а заодно лишний раз подтвердило необходимость учёбы для начинающих авторов. В школьном курсе есть некоторые темы из теории литературы, но обычно в памяти учеников они не задерживаются. Кстати, Л. Котова, можно сказать, открывала законы стихосложения заново, когда сама, будучи уже взрослой, начала писать стихи. Вот и пришлось припоминать, что там такое в школе говорили, а фактически открывать законы стихосложения самостоятельно. Но поскольку законы эти человек не выдумал искусственно и они являются плодом познания гармонии мира, то понять и принять их труда не составляет. Именно в этом, пожалуй, и видит Л. Котова свою задачу — раскрыть тайны стихосложения. Ну а на творческую индивидуальность авторов влиять она не стремится, ведь каждый поэт неповторим, отличается своим видением мира, особым вниманием к определённым темам. В случае с инжавинским «Откровением», наверное, это разнообразие, поддерживаемое руководителем объединения, и явилось во многом причиной того, что коллектив этот не только творческий, но и дружеский, его участники встречаются и общаются помимо занятий.

Таким взаимоотношениям способствует и сложившийся крепкий костяк коллектива, это прежде всего А. Багреев, Р. Кузьмин, Н. Башмакова, Ю. Дергунов, Г. Меньщикова, О. Краснослободцева. У каждого из них есть темы, которые они рассматривают особенно пристально, которые волнуют их более всего. Для кого-то это любовь, для кого-то природа, для кого-то смысл жизни; нередко бывает так, что со временем приоритеты меняются, на первый план выходят темы, которые ранее волновали меньше. В целом же творчество группы поэтов, в том числе и инжавинского «Откровения», способно дать целостное представление о мире или, по крайней мере, о какой-то его существенной части. С учётом этого формируются поэтические сборники коллектива. Они строятся не по алфавитному, а по смысловому признаку, так что внутри каждого из разделов книги есть своя история, рассказанная с помощью поэтических текстов, и каждый раздел в свою очередь — фрагмент общей картины. Красок в такую картину добавляют новые авторы, а также авторы, так или иначе связанные с Инжавинским районом, но живущие в других местах. Например, стихи Д. Ларина принесла его родственница, оказалось, что они вполне достойны публикации. А вот С. Подколзин в Инжавине живёт давно, стихи всё время писал «для себя», но однажды друзья принесли несколько его произведений в газету «Инжавинский вестник», а там и до поэтического объединения оказалось недалеко. С местной газетой у творческого коллектива отношения довольно тесные, ну а в этом году стали ещё крепче: десятилетний юбилей «Откровения» ознаменован циклом публикаций стихов его участников и рассказов о них.

Когда-то, во время первых встреч молодых поэтов, Л. Котова заметила, что некоторые их стихи написаны словно бы с оглядкой, так, чтобы «не сказать лишнего», не раскрыть перед окружающими свой внутренний мир слишком широко. Но читатель откликается только на полную искренность, в ответ на неё он раскрывает сердце и возникает диалог автора и читателя, который может существовать только в таком формате — от сердца к сердцу. Мысль эта, высказанная Л. Котовой, видимо, нашла отклик у молодых поэтов, и название объединения, выбранное вполне демократичным образом, это подтверждает. Ну а то, что оно это теперь отражает и выражает поэтическое кредо инжавинских поэтов, подтверждает каждый сборник с таким же названием.

 

Ольга НОВАК.

 

P. S. Совсем недавно Л. Котова была избрана председателем тамбовского отделения Союза писателей России. Поздравляем её и желаем успехов на этом посту.

 

Поэт Александр Макаров, живущий и работающий в с. Вишневое Староюрьевского района, хорошо известен на Тамбовщине. Первые публикации его стихов в местных газетах состоялись в 1970-е годы, впоследствии стихи печатались в коллективных сборниках, а также в журналах «Подъём», «Наш современник». Он не раз был лауреатом премий этих журналов.

У А. Макарова вышло несколько книг. Он лауреат областной премии имени Е. А. Боратынского.

Недавно новая большая подборка стихов А. Макарова появилась в рубрике «Поэтоград» журнала «Волга — XXI век». Предлагаем вашему вниманию одно из опубликованных в рубрике стихотворений.

 

Летняя элегия

 

Когда невесело и поделиться не с кем,

Я ухожу к реке послушать

рыбьи всплески.

В воде рождается и умирает всплеск,

Но загорается и остаётся блеск.

Блеск растекается по бесконечной глади,

И он колышется, как золотые пряди

Под гребешком волны,

и, устремляясь вдаль,

Рождает в ясном дне неясную печаль.

Как будто снится мне:

возник из глуби водной

Серебряный плавник,

как тот огонь холодный

В глубокой памяти исчезнувшего дня.

Но он влечёт к себе, волнует он меня.

Волнует ястреба безмолвное круженье.

Как будто Родину хранит он

от вторженья

Неведомых врагов. Его судьба — стеречь.

И у него крыло отточено как меч.

Вот здесь, в излучине,

тому назад лет сорок

Отец ловил плотву, лещей и краснопёрок.

Смотрел на всплески рыб —

на блеск светил ночных.

Он рыбу здесь ловил.

Той рыбе имя — Счастье.

И сам являлся он неповторимой частью

Немереных небес невидимых миров.

И жизнь свою за них

он был отдать готов,

Когда на фронте был.

Он вспоминал, наверно,

Как волны вдаль идут, качая равномерно

Упавшую звезду и сорванный листок,

Подкову той реки, где был его мосток.

Теперь я здесь один. А он лежит в землице.

Его молчание в моём сознанье длится.

Он всё с собой унёс и навсегда замолк.

И что его здесь нет,

взять не могу я в толк.

Ведь я его замес, я из того же теста,

Сижу на берегу — я занял его место.

Всё так же катится зеркальная волна,

И так же, как отцу, кивает мне она.

Когда невесело и поделиться не с кем,

Я ухожу к реке, разматываю лески,

Забрасываю снасть,

смотрю на поплавки —

И забываю грусть, обиды и плевки

Друзей и недругов —

не знаю, чьи больнее.

Мне хорошо, когда гуляю по волне я.

Сквозь воды мысленно бреду я наугад.

Уклейки бисером обочь меня летят.

Окликнет ястреб-друг.

И в тишине я вздрогну,

И оглянусь вокруг, и ахну я и охну.

Увижу вдруг себя,

как будто бы впервой —

Седого старика с поникшей головой.

 

Александр МАКАРОВ.

 

Не роман, а сказка


Вольную фантазию на свободную тему мы с Евгением Харлановым начали сочинять где-то в конце 60-х годов. Оказалось, что в детстве мы оба любили длинные сказки с приключениями и невероятными превращениями. И обязательно с картинками. Но таких книг на нашей памяти было не так уж много, поэтому мы взялись сочинять свой сказочный роман. Сказочный – в смысле замечательный, ибо самонадеянности нам было не занимать. Сочиняли урывками, с долгими перерывами, ибо никаких обязательств перед читателями не брали и о публикации не думали. Поведение героев, их характеры мы не всегда согласовывали, поэтому они получились у нас сложными и противоречивыми. Скажем, кот Шанс. С одной стороны, он верный друг Файна, а с другой — жадный проныра, способный на предательство, и к тому же ещё графоман, возомнивший себя писателем. В разных обстоятельствах по-разному ведёт себя и Ночной Маэстро, фанатично нацеленный на создание Великой Каллиопы — музыкального инструмента, который превращается то в боевую машину, то в космический корабль. Присутствуют в сказке и обязательные для жанра злодеи, на которых клейма ставить негде. Такие, как, например, Яшка Дерун по прозвищу Голубая Клипса. А тихий и незаметный поначалу Тилибом, обладающий сказочной способностью врать по любому поводу, к финалу становится воплощением вселенской пошлости. По части зла он даже ставит мат самому Великому Гроссмейстеру, которому противостоит Ночной Маэстро.

Наши герои легко преодолевают не только пространство, но и время, живут в параллельных мирах, то и дело ввязываются в авантюры и даже принимают участие в грандиозном сражении армии генерала Храбреца с Драной армией генерала Труса.

Где-то в самом начале 90-х мы сказали себе: «Хватит!» И сочинили последнюю главу, спустив главных героев на землю в буквальном смысле. Название этой главе дал Евгений Харланов, и мы посчитали, что оно годится и для всей книжки. Весной 1993 года Евгения Харланова не стало. И как-то вдруг стало понятно, что мы потеряли настоящего поэта. Я собрал разрозненные главы «Брусничного дождя», по своему разумению привёл их в стилистическое единство, и в 1997 году роман с подзаголовком «Не роман, а сказка» вышел в свет. Событием публикация не стала, книжка прошла почти незамеченной. Страна вступала в другую эпоху, которой требовались литературные герои прямого действия.

Предлагаем читателям финальную главу, в которой герои подводят итоги своих невероятных приключений.

 

Евгений ПИСАРЕВ.

 

Брусничный дождь

(фрагмент)

 

Файн не успел сказать, в какую сторону должна развернуться Великая Каллиопа, как она начала вращаться вокруг своей оси, словно разматывала огромный рулон тяжёлой ткани. Звучание органа становилось всё выше, доходя до птичьего чириканья. Стены Великой Каллиопы стали прозрачными, а затем и вовсе исчезли. И наши герои выпали из него, как из кокона, и приземлились прямо в копну свежескошенного сена на околице своего города.

— Опа! — только и вымолвил Шанс. — Вот так развернулись! Файн, это твоя последняя фантазия… И никаких тебе больше тазов и миражей! Честно говоря, меня радует такой финал.

— Обратите внимание, в небе вспыхнула сверхновая звезда, причём дневная. Это случается очень редко, если вообще случается, — сказал Ночной Маэстро.

Все дружно задрали головы и увидели в голубом небе изумрудное светило чуть меньше солнца. Но оно быстро удалялось, уменьшаясь в размерах, и скоро растаяло в сиянии дня.

— Через тысячу лет наша Великая Каллиопа превратится в настоящую звезду, вокруг неё появятся планеты, и на одной из них будет жить сказочный мальчик, вроде Файна. — Ночной Маэстро вздохнул. — А мы вернулись туда, откуда пришли. И мне почему-то грустно. Главной цели мы не добились, зло так и осталось непобеждённым. Может быть, всё было зря?

Файн и Шанс начали наперебой убеждать Ночного Маэстро, что польза от путешествия была огромная, да и в одной ли пользе дело.

— А ещё, — добавил Шанс, — мы сможем вместе сочинить страшно интересную книжку о наших приключениях. Мои будущие мемуары не в счёт, мы сочиним художественную книжку.

— Для этого особенный талант нужен, писательский, — усомнился Файн, — боюсь, что твоего дарования для этого не хватит.

— Так найдём самого талантливого в нашем городе сочинителя, расскажем ему про наши приключения, а он такого насочиняет. Нет, лучше двоих найдём, один будет запасной.

— А они поверят, что всё случившееся с нами было правдой?

— Да разве в этом дело! — горячился Шанс. — Главное, чтобы интересно было. А книжку мы назовём «Брусничный дождь». Помнишь, в Чернильном городе во время грозы прошёл дождь из настоящей брусники? Ты, может, и не заметил, а мне очень понравилось. Хорошо, что под град не попали. Со мной такое было, я ещё маленький был. Градины, как грецкий орех. Знаешь, как больно!

Ночной Маэстро слушал болтовню Файна и Шанса, и лицо его постепенно светлело, на душе становилось спокойней. Ведь все живы и здоровы, никто не пострадал, а Файн и вправду повзрослел.

Набирающий силу закат, какой бывает только в разгар лета, насыщался всеми оттенками — от лазоревого до сиреневого. Картина заката была ещё не закончена. Оставалось нанести на полотно ещё несколько мазков, но золотая виньетка, очерченная последними лучами солнца вокруг единственного облачка, уже горела внизу, словно подпись мастера.

На тропинке, огибающей околицу, появился известный в городе чудак по прозвищу Тишка-металлист. Он ехал на ржавом велосипеде, на котором болтались банки, бубенцы, колодезные цепи, помятые чайники. Был он изобретателем, но все его изобретения отвергали из-за их бессмысленности. А Металлистом его прозвали за пристрастие к железкам. Его велосипед негромко погромыхивал, и в металлических звуках Файну явственно почудилось: «Тили-бом, тили-бом, бом-бом, тили-бом». «Надо же, — подумал Файн, — как этот изобретатель похож на Тилибома, даже его нелепая машина напоминает чем-то страшную шарманку».

Когда Тишка-металлист приблизился, он снял с руля сморщенную шапочку, оказавшуюся противогазом, и натянул её на лицо. Одновременно он нажал на резиновую грушу, укреплённую на багажнике, и выпустил облако едкой водяной пыли. Тишка-металлист, обнажив в злой улыбке жёлтые зубы, укатил по своим делам, напевая под нос незамысловатую песенку: «Николай, давай закурим!» Едкое облако добралось и до наших героев.

— Псих! — чихнул Шанс. — Псих ненормальный!

— А кто виноват, что он такой? — задал вопрос Файн, ни к кому не обращаясь.

— Собаки, люди, обстоятельства, — начал перечислять Ночной Маэстро.

— Долги, ошибки, обязательства, — продолжил Шанс.

— Неопытность, болезни, страх, — дополнил Ночной Маэстро.

— У зла заблудишься в корнях! — подвёл итог Файн.

— Во! — восхитился Шанс. — Стихи получились!

— Знаете, этот Тишка-металлист мне напоминает Тилибома, — задумчиво сказал Файн. — Пакостит просто так, от нечего делать. Наверное, зло и в самом деле неистребимо.

— Увы, Файн. Но и добро бессмертно, хотя отличить одно от другого бывает трудно.

— Вы посмотрите, что творится! — закричал Шанс. Он уже давно отвлёкся от созерцания заката и наблюдал за тучей, темнеющей на севере. Она казалась ему корзиной, куда кто-то неведомый горстями сыпал ягоды, фрукты. Ещё мгновение — и туча лопнула, как спелая ягода, и на землю хлынул брусничный дождь!

— Я же говорил! — вопил счастливый Шанс. — Говорил, говорил, а вы сомневались! Недурная ягодка, попробуй, Маэстро!

— Невероятно! Похоже, это последнее послание из Сказочной страны! – Ночной Маэстро посадил Файна себе на плечи, и они пошли сквозь шуршащий брусничный дождь.

Через минуту всё кончилось. Туча побледнела и растаяла в туманной дымке, встающей из травы. Тянуло запахом недалёкой реки и фиалок. Через мост брело стадо коров, а в реке медленно угасал солнечный полукруг, изрезанный очертаниями домов.

— А вон и бабушка! — обрадовался Файн. — Идёмте же быстрее!

И все пошли.

Потом побежали…

 
По теме
 
 
29 сентября в 14 часов в Пушкинской библиотеке состоится лекция-концерт, посвященная 60-летию петербургского композитора Александра Изосимова, выпускника Тамбовского музыкального училища им.
23.09.2018
 
 
 
Культурно обогатиться или провести выходные с драйвом? Тамбов.ру приготовил подборку мероприятий, которые пройдут в Тамбове 22 и 23 сентября, чтобы каждый тамбовчанин смог определиться как провести выходные с пользой.
21.09.2018
JPG Файл - УМВД Тамбовской области     22  сентября  2018 года в 04.48 в Тамбове на пересечении улиц Пролетарская и Мичуринской произошло ДТП, в результате которого погибли четверо жителей Тамбовской области.
22.09.2018 УМВД Тамбовской области
Осторожно, мошенники! - УМВД Тамбовской области Данный факт произошел 20 сентября в Тамбове. 70-летняя женщина разместила объявление о продаже дома на известном сайте объявлений.
23.09.2018 УМВД Тамбовской области
Фестиваль пройдёт 21-22 сентября. Фото: travel2mich.ru автор: Анжелика Юрлова Аналитическое агентство ТурСтат определило лучшие праздники и фестивали, которые пройдут в предстоящие выходные, 22-23 сентября.
21.09.2018 Телекомпания Новый Век
22 сентября ХК "Тамбов" продолжил внушительную домашнюю серию. "Волки" сыграли четвертый матч в ЛДС "Кристалл" кряду.
22.09.2018 OnlineTambov.Ru
Как уже сообщала наша газета, сегодня, 22 сентября, в Парке культуры и отдыха мичуринский спортсмен и блоггер Антон Каплин пробует установить рекорд России по самому долгому катанию на Колесе обозрения.
22.09.2018 Мичуринская правда
В ближайшие 1-3 часа 23 сентября ожидается усиление южного ветра с порывами до 13-18 м/с, сообщает ГУ МЧС России по Тамбовской области, ссылаясь на данные тамбовского ЦГМС.
23.09.2018 OnlineTambov.Ru
В преддверии наступления холодов сотрудники Главного управления МЧС России по Тамбовской области совместно с представителями местных властей проводят в Уваровском районе профилактическую операцию «Отопительный сезон».
23.09.2018 МЧС
Специалисты АО "Тамбовские коммунальные системы" провели планово-профилактические работы на сетях водопровода и канализации, водозаборных узлах и очистных сооружениях канализации.
21.09.2018 OnlineTambov.Ru