Мичуринские встречи

Я познакомилась со Станиславом Михайловичем Никиреевым в 1969 году в краеведческом музее города Мичуринска. Музей в то время располагался в Ильинской церкви.

Станислав Михайлович пришёл к директору музея А. Парамонову и предложил ему купить несколько небольших рисунков. Анатолий Васильевич взял в руки один рисунок и спросил художника, сколько он стоит. Узнав о цене, по тогдашним временам, видимо, высокой, Анатолий Васильевич нечаянно выронил листок из рук. Художник поднял его и сказал: «Придёт время, и вы будете просить меня продать мои рисунки в два-три раза дороже, но я никогда не продам их вашему музею». Мне так стало жалко Станислава Михайловича, что я сказала сама себе: если мне когда-либо представится возможность, непременно буду приобретать рисунки художника, сколько бы он за них ни просил.

Так оно и произошло. В 1975 году я была назначена директором дома-музея А. М. Герасимова. Через два года после проведённых ремонтно-реставрационных работ музей был открыт. Несмотря на то что выставочного зала ещё не было, нашим музеем были приобретены первые карандашные рисунки С. Никиреева, выполненные в годы его учёбы в Пензенском художественном училище им. К. Савицкого.

Музей постоянно вёл переписку с художником. Сохранилось много писем от Станислава Михайловича, начиная с 1978 года. Вот одно из них от 9 октября 1978 года: «Уважаемая Тамара Ильинична! Ваше письмо с просьбой и добрыми пожеланиями я получил и шлю свои запоздалые радостные чувства благодарности… Долго перебирал все свои возможности, которые позволили бы удовлетворить Ваш запрос. Запрос необычен. Для меня он самый взволнованный и ответственный, ибо это моя Родина, вернее и ещё взволнованнее, место моего рождения… Из имеющихся работ я могу Вашей будущей галерее предложить десять работ…»

Далее перечисляются работы, за которые С. Никирееву была присвоена Государственная премия: «Зимний пейзаж», «Весенний пейзаж», «Соловьиные места», «Последние цветы», «Поля», «Последние листья», «Сельский пейзаж», «Торжок», «Яблоня цветёт», «Горные цветы».

С этого времени музей А. М. Герасимова постоянно приобретал произведения художника. Наиболее ценными были и есть рисунки в цветном карандаше, выполненные художником в 1969—1978 годах. В письме от 2 октября 1980 года Станислав Михайлович пишет:

«Уважаемая Тамара Ильинична! Ваше письмо я получил и благодарю за проявленное желание Ваше приобрести для музея мои работы в цветном карандаше. Но с этими работами не просто. Сейчас я располагаю своей последней лучшей серией «Кубанская земля». Четыре листа этой серии участвовали на последней Зональной выставке и куплены Министерствами культуры СССР и РСФСР. Пока они у меня и снова их необходимо показать на предстоящей выставке «Россия 80» и затем на Всесоюзной. И только где-то к весне два листа я могу предложить Вам, отказавшись от закупки МК РСФСР. Повторяю — это последние и лучшие работы… В Третьяковке у меня сейчас закуплен один лист в цветном карандаше… Ваш Станислав Никиреев».

По прошествии многих лет, когда нашего земляка узнал весь мир, когда его произведения стали покупать за границей и материальное положение художника улучшилось, он неоднократно просил меня: «Тамара Ильинична! Продайте мне рисунки цветным карандашом, я куплю их у Вас за доллары». На что я ему ответила: «Эти рисунки теперь принадлежат нашему государству, нашей культуре и это исключено».

Большая дружба связывала Станислава Михайловича с заслуженным работником культуры РФ, замечательным педагогом, директором детской художественной школы им. А. М. Герасимова Аркадием Васильевичем Платицыным. В каждый свой приезд в Мичуринск он непременно бывал в гостях у Платицына. Их дружба началась в 1948 году. Тончайшие, филигранно исполненные рисунки Аркадия Васильевича повлияли на творчество Никиреева, от природы склонного к кропотливой, ювелирной работе.

«А какая переписка у меня с ним с 1949 года! Я уверен, не одна тысяча писем в его архиве от меня, а у меня — от него. Он познакомил меня со многими выдающимися деятелями искусства. Он мой, мой учитель на всю жизнь», — так вспоминал Станислав Михайлович Платицына.

Первая персональная юбилейная выставка произведений Никиреева в новом выставочном зале музея А. М. Герасимова проходила в 1982 году. Она посвящалась 50-летию со дня рождения Станислава Михайловича. До неё в зале, построенном в 1981 году специально для постоянной экспозиции произведений нашего земляка выдающегося художника-живописца ХХ века А. М. Герасимова, проходила только юбилейная выставка к 100-летию со дня рождения Александра Михайловича.

В 1982 году выставка переехала для экспонирования в залы Академии художеств СССР, а затем — в другие города. Зал освободился, и в нём разместилась ретроспективная выставка С. Никиреева к 50-летию со дня рождения автора. Она заняла два этажа выставочного зала. Сам художник, выступая на открытии этой выставки, сказал: «Я собрал и привёз в свой родной Мичуринск почти все свои работы — от первых детских до последних, родившихся после путешествия на острова Сахалин и Кунашир. И становится страшно: почему я так мало сделал?». На этой юбилейной выставке известный искусствовед Светлана Бестужева сняла фильм о Никирееве и показала его по Центральному телевидению.

И впоследствии каждые пять лет к своим юбилеям, как правило, в выставочном зале нашего музея экспонируются юбилейные выставки С. Никиреева. Одна из юбилейных экспозиций к 55-летию со дня рождения Станислава Михайловича состоялась в 1987 году. Незадолго до открытия выставки в музей пришло письмо от художника следующего содержания:

«Дорогая Тамара! Дай Бог Вам, занятой до мельчайших пор делами, суетой, заботой, сил, терпения, а также суметь отдыхать и радоваться (хотя так мало радости) в нашей непонятной негармоничной жизни. Я часто вспоминаю мой тихий Козлов и представляю, как много серости в жизни этого городка, где люди поглощены заботой о своём существовании, далёкой от искусства. Ваша работа уникальна. Она героична, ибо вопреки сложностям материальным, бюрократическим Вы пробиваетесь сквозь эти изгороди и говорите моим жителям, что в жизни искусство необходимо и важно. Примите мои пожелания дальнейших по-женски нужных и нежных забот в деле просветительства культуры города. У меня колготы тоже полно. Хотя большую общественную работу председателя секции графики в моём областном Союзе художников я свалил и стал замом. Правда, на моей груди засверкал орден «Знак Почёта» — наверняка за сей труд. Из сил лезу, но все силы пытаюсь отдать офорту. Сейчас сел за серьёзнейшую, сложнейшую кропотливую работу на темы русского пейзажа».

Далее художник продолжает: «Офорт — ужасное занятие. Я хочу Вам сказать, что смотреть на офорт как на бесконечно тиражную продукцию нельзя. Не прошло и года как я обнаружил, что «Итальянская серия» уже не может больше печататься, ибо пластины все стёрты. Вам я предлагал оттиски самые первые. И хотя у некоторых, как Колизей и Флоренция, Арно, поля не ахти какие — они последние из первых, и качество их высокое. Желаю самого хорошего, здоровья и успехов. Привет моим землякам. Ваш Станислав Никиреев».

 

Тамара ВОРОНОВА.

Директор музея-усадьбы А. М. Герасимова, заслуженный работник культуры РФ.

г. Мичуринск.

 

 
По теме
В салоне на ногах не удержалась 52-летняя пассажирка Татьяна ЧЕРНЫШЕВА Пострадавшую отвезли в больницу Фото: Пресс-служба УГИБДД по Тамбовской области Происшествие, в котором получила травмы 52-летняя женщина,
С администрации Тамбовского округа поступила информация о возможной угрозе переполнения и подтопления территорий водоемом, образованным ГТС на реке Матыра вблизи села Иванково.
За прошедшие сутки, 28 марта, на территории Тамбовской области зарегистрировано два дорожно-транспортных происшествия, в которых 2 человека получили ранения.
Туляремия - природноочаговая зоонозная инфекция, широко распространена на территории России.
Администрация г. Моршанска
Эко-путешествие «Крылатые соседи» - Детская библиотека 28 марта, в преддверии Дня птиц, читатели Тамбовской областной детской библиотеки приняли участие в эко-путешествии «Крылатые соседи» .
Детская библиотека