По решению Президента МРОТ повышается до уровня прожиточного минимума (11163 руб.) с 1 мая 2018 года, а не 1 января 2019 года как это предполагалось ранее. Прирост существенный (3363 руб) и неожиданный, с таким ростом МРОТ регионы последний раз сталкивались в 2009 году (рост около 187%). Тогда было принято единственно правильное решение - реформа системы оплаты труда в бюджетных учреждениях.
В период с 2012 года по январь 2018 года восемь раз принимались решения об изменении минимального размера оплаты труда (с 4611 руб. в 2012 году до 9489 руб. с 1 января 2018 года). В итоге минимальный размер зарплаты увеличился более чем в 2 раза.
Одновременно с этим, в рамках майских указов у отдельных категорий работников рост средней заработной платы к 2019 году составит более 50% (к уровню 2012 года). А доля стимулирующих выплат в средней заработной плате этих работников может превысить уровень 60%.
Так как с 2013 года по 2018 год не принимались решения об индексации фондов оплаты труда работников, не участвующих в реализации майских указов Президента, построенные в 2008 году системы оплаты труда приобрели основные недостатки системы оплаты труда, основанной на Единой тарифной сетке.
Кроме того, при реализации решений Президента следует учитывать ожидаемые изменения в Методике расчета нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти РФ. В них предлагается исключить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и доходы, за счет которых формируются дорожные фонды субъектов, что может привести к снижению расходов регионов на органы государственной власти.
Сейчас, когда бюджеты уже приняты, регионы оказались в сложном положении. В условиях закредитованности и жесткого дефицита бюджетных ресурсов надо решать задачу не только финансирования новых расходных обязательств, связанных с увеличением МРОТ, но и задачу формирования дифференциации в оплате труда работников в бюджетных учреждениях. Это наверняка потребует дополнительных ресурсов.
Дополнительные ресурсы у нас привыкли получать в виде кредитов. Как снизить размеры займов в текущей ситуации?
Надо оперативно искать резервы на дополнительные расходы 2018 года, а одновременно с этим - разработать комплексный среднесрочный индивидуальный план для каждого региона, с учетом расходных обязательств, которые возникают в результате планируемого ежегодного роста МРОТ и ежегодного роста средней заработной платы
Что такой план должен включать? В первую очередь – корректировка действующих систем оплаты труда:
- работников бюджетных учреждений, чтобы обеспечить дифференциацию в оплате труда в зависимости от квалификации, в том числе с учетом единых рекомендаций на 2018 год Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- работников органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления. Например, сейчас средняя заработная плата младшего медицинского персонала в некоторых регионах сопоставима с заработной платой некоторых должностей государственной гражданской службы. Поэтому наблюдается отток квалифицированных кадров из органов государственной власти и органов местного самоуправления в бюджетные учреждения, и только изменение системы оплаты труда позволит приостановить этот процесс.
Другой важный компонент комплексного среднесрочного индивидуального плана региона - внедрение систем нормирования труда в учреждениях с учетом новых подходов и требований, определённых приказом Минтруда России от 30.09.13г. №504 «Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда».
По мнению экспертов Института бюджетных решений, один из резервов реформы систем оплаты труда в регионах - это изменение методики по оценке потребности в дополнительных финансовых ресурсах на реализацию майских указов.
Эксперты Института бюджетных решений разработали аналитический инструментарий, позволяющий оценить эффективность расходов бюджетов субъектов РФ, связанных с реализацией майских указов, основанный на использовании итогов статистического наблюдения и результатах мониторинга Минтруда.
Исследования показали, что одна из причин неэффективного использования средств региональных и местных бюджетов, направленных на повышение зарплаты по указам - это некорректное планирование среднесписочной численности и средней заработной платы внешних совместителей при расчете дополнительной потребности в финансовых ресурсах на исполнение указов.
Так, при росте численности основного персонала - численность внешних совместителей тех же категорий работников, как правило, сокращается, а вот высвобожденный фонд оплаты труда этих работников - не учитывается при расчете дополнительной потребности в финансовых ресурсах. Расчет дополнительной потребности производится из предположения, что создаются новые рабочие места.
Анализ также показал, что в этих случаях доля неэффективных расходов региональных и местных бюджетов, связанных с повышением оплаты труда, достигала 20% от дополнительной потребности на повышение оплаты труда отдельных категорий работников.
Таким образом, изыскать внутренние резервы и за счет этого обеспечивать ежегодное повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума - это решаемая, но системная задача для регионов, которая требует нетривиальных решений.
В Тамбовскую область институт также направил свои рекомендации, связанные с решением проблемы повышения МРОТ.
Проблема повышения МРОТ решаема
Председатель комитета по бюджету налогам и финансам Юрий Плужников отмечает, что в бюджете этого года заложены средства на повышение МРОТ до 9,5 тыс. рублей, как и было запланировано ранее.
- Мы знаем о решении президента о возможном повышении МРОТ с 1 мая до уровня прожиточного минимума, - сказал он. – Я считаю, что эта проблема решаема. Если будут официальные документы – решение правительства на этот счет, будем повышать. Пока в бюджете денег на эти цели не заложено, но вы знаете, что бюджетный процесс продолжается в течение всего года, мы вносим поправки и изменения.
По словам Юрия Владимировича, возможно правительство предусмотрит финансовую помощь, если же этого не последует, то Тамбовщине придется искать свои собственные резервы.
- Не думаю, что нам придется брать кредиты на решение этой проблемы, у меня нет информации о таких планах. Кроме того, у нас есть соглашение с Минфином о возможных кредитах. Думаю, повышать МРОТ мы будем за счет других источников.
По мнению Юрия Плужникова, эта проблема решаема, и решение президента будет выполнено.
Напомним, в 2017 году в среднем по России доход ниже прожиточного минимума был у 13,5% населения. В Тамбовской области этот показатель ниже и составляет по данным статистики – 10,4% (за 2016 год). Министерство экономического развития Российской Федерации ожидает снижения численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Согласно базовому варианту прогноза социально-экономического развития страны на 2018-2020 годы, в этом году количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума составит - 12,8%, в 2019 году - 11,8 процента, а в 2020-м - 11,2%.
При этом в ближайшие три года ожидается положительная динамика роста доходов населения, в том числе в этом году на 2,3%.