8 ноября в секторе литературы по искусству Тамбовской областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина состоялся Круглый стол «Нотоиздательское дело в России». Он был посвящен 340-летию нотопечатания в России.
В заседании приняли участие специалисты и руководители библиотек, научные сотрудники, педагоги и специалисты высших и средних музыкальных учебных заведений, школ искусств. Выступления были посвящены возникновению нотоиздательского дела в России, истории российских издательств нотной литературы, изучению некоторых нотных документов XVIII-XX вв., нотным фондам, предназначенным для учебной деятельности специальных учебных музыкальных заведений, а также проблемам и особенностям современного нотоиздания в России.
С приветственным словом к собравшимся обратилась заведующий отделом обслуживания ТОУНБ им. А. С. Пушкина Лариса Викторовна Салькова. Она поблагодарила их за участие, подчеркнула важность предстоящего диалога и выразила уверенность в его плодотворности.
Нотопечатание в России началось значительно позже книгопечатания, а именно в 1667 году, когда Симон Матвеевич Гутовский изготовил первый в России станок для изготовления нот. О том, каким долгим и трудным был путь совершенствования, от первых безлинейных нотных знаков до современного нотного письма, от первых гравюр на меди до современных печатных машин, рассказала преподаватель школы искусств №3 г.Тамбова Светлана Владиславовна Волкова; ее выступление сопровождалось видеопрезентацией, подготовленной Татьяной Николаевной Леонтьевой, преподавателем той же школы. Об известных российских издателях: П. Юргенсоне, В. Бесселе, А. Гутхейле и их нотной продукции рассказали Любовь Николаевна Шипулина (школа искусств № 3), Татьяна Ивановна Крылова (ТОУНБ им. А. С. Пушкина), Елена Леонидовна Есина (школа искусств п.Строитель).
С большим интересом было воспринято выступление Елены Леонидовны Есиной. Она рассказала о применении нотных изданий дореволюционной России в исполнительской практике вокального ансамбля «Серенада». В подтверждение ее слов звучали романсы и песни в исполнении этого творческого коллектива.
С некоторыми редкими нотными изданиями, хранящимися в фонде сектора литературы по искусству ТОУНБ им. А. С. Пушкина, собравшихся познакомили сотрудники сектора Татьяна Ивановна Крылова и Галия Александровна Чанышева.
Был представлен и интересный краеведческий материал. Об истории нотоизданий в Тамбове рассказала кандидат искусствоведения, профессор Елена Олеговна Казьмина. В частности, она познакомила участников с изданием, вышедшем в Тамбове в 1913 году: Лебедев В. «Обиход тамбовских гласовых напевов и иных напевов неизменяемых песнопений по преимуществу употребляемых в Тамбовской епархии», которое хранится в фонде Пушкинской библиотеки.
Ирина Сергеевна Вишнякова рассказала об издательской деятельности ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, преподавателем которого она является. Она представила ноты, которые были изданы институтом. А заведующий библиотекой этого вуза, кандидат педагогических наук Наталия Александровна Мордасова затронула очень важные и больные темы для библиотек: проблемы комплектования фонда нотными изданиями, трудности, связанные с хранением редких нотных изданий, дезинфекционной обработкой документов, переплетными работами и др.
В рамках Круглого стола была открыта выставка редких нотных документов из фонда ТОУНБ им. А. С. Пушкина и частных коллекций.
Об уникальных изданиях XVIII века с нотными приложениями рассказала главный библиотекарь отдела редких книг ТОУНБ им. А. С. Пушкина Тамара Юрьевна Дмитриева. Среди предложенных ею к просмотру источников – номера журнала «Приятное и полезное препровождение времени» (1794) из коллекции Г. Р. Державина; конволюты драматических произведений «Трагедии» и «Комедии», а также «Песнолюбие: Опера комическая…» А. В. Храповицкаго (1790).
Подводя итоги, участники Круглого стола отметили огромное значение нотоиздательского дела в России для осмысления музыкальной культуры российского общества в истории нашей страны. Становление и развитие нотопечатного дела напрямую связано с продвижением лучших образцов инструментальной музыки, хорового и вокального искусства. Нотопечатание позволило зафиксировать, сохранить и передать музыкальные произведения различных эпох и направлений.
В результате обмена мнениями были выработаны следующие решения:
- приоритетной задачей в настоящее время считать сохранение регионального музыкального достояния;
- способствовать сотрудничеству библиотек региона по вопросам сохранности и продвижения специализированных фондов и развитию имеющегося опыта;
- способствовать формированию общественного мнения, особенно в молодежной среде, о важности сохранения музыкального историко-культурного наследия.
Татьяна Крылова, зав. сектором литературы по искусству
Тамбовской областной
универсальной научной библиотеки
им. А.С. Пушкина