О едином учебнике истории

Андрей Кузнецов, студент ТГУ, член КПРФ:

1 ноября 2013 года вышла концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Она станет основой для единого учебника истории России. Читая её, сразу понимаешь, что историю нашей страны переписали в угоду определенным интересам.

Я предлагаю пройтись по некоторым эпизодам данной концепции.

1. В новом учебнике школьники больше не увидят словосочетание «Киевская Русь». Авторы решили избавиться от этого наименования, ограничившись названием «Русь» или «Русская земля» со столицей в Киеве. Меняя название государства, составители уничтожают историческую связь народов, которые проживали в Киевской Руси. По утверждению некоторых экспертов, политики пытаются решить проблему происхождения России. Однако Киев являлся на тот момент политическим, экономическим, культурным, торговым и военным центром всего государства. Основания для смены названия, таким образом, нет.

2. Исчезло всем знакомое «монголо-татарское нашествие на Русь» и «монголо-татарское иго». Это изменение связано с недовольством верхов республики Татарстан. И появляется вопрос: в чем причина недовольства? Это исторический факт. Татары были одними из участников завоевания Руси и её последующей зависимости. Впервые этноним «татары» появился среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VI—IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским завоеванием название «татары» стало известно в Европе. В XIII—XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. Тем самым претензии Татарстана не обоснованы.

Термин «иго» был убран в связи с тем, что он неполиткорректен. Я сомневаюсь, что русские XIII-XV веков согласились бы с этим, ведь монголо-татары самым жестоким образом расправлялись с их народом. О таких периодах не стоит забывать. Их необходимо изучать самым тщательным образом, чтобы не оказаться вновь в таком же положении.

3. В концепции часто сравнивается развитие России с другими странами. Все проблемы объясняются историческим процессом. Такое впечатление, что населению вдалбливается мысль: во всех проблемах виноват только исторический процесс, а не власть.

4. Отныне в России остается одна революция 1917 года, а не две. Составители назвали её: «Великая российская революция 1917 года», скомкав все. По их мнению, весь 1917 год - это революционные события, приведшие к смене власти. Видно они забыли, что Февральскую революцию устроила буржуазия, пытаясь захватить власть в стране. Октябрьскую революцию совершили совсем иные люди. Их целью было свержение эксплуататоров и установление власти рабочих и крестьян. Объединяя две революции в одну, мы теряем суть каждой из них.

Если учебник будет полностью написан по концепции, то дети просто не будут знать историю, а власть получит подконтрольное «стадо». Переписывая историю, мы уничтожаем наше будущее. Не зная истории, мы не сможем двигаться вперед и продолжим и дальше совершать ошибки прошлого.

 

Александр Кирякин, аспирант, член КПРФ:

Вокруг концепции нового учебно-методического комплекса (УМК) по отечественной истории возникли неизбежные дискуссии. Специалисты отмечают, что в результате обсуждения документа отмечены отдельные позитивные изменения в новом УМК по сравнению с его первоначальной версией. Однако в его нынешней редакции документ так же оставляет желать лучшего. Бросается в глаза применение некой новой концепции исторического анализа, названной авторами историко-культурологическим подходом. В рамках предложенного проекта эта концепция претендует едва ли не на универсальность. Сознательно не останавливаюсь на оценке отдельных промахов УМК, которых в тексте не так уж и мало, и заострю внимание именно на новой концепции, предложенной авторами проекта.

Вполне естественно, что новая концепция должна иметь четкое определение, научно-исследовательскую методологию, и самое очевидное – должна быть понятна не только учителю, но и учащимся. Так что же это за историко-культурологический подход? На странице 7 проекта идет речь о человеке в истории. Действительно, обращение к проблемам человеческой личности в истории и истории человеческого быта стало преобладающим в последнее время, и само по себе это не является чем-то отрицательным. Но как самостоятельный подход к целостному изучению исторического процесса концепция «человека в истории» обнаруживает очевидную беспомощность: всему должно быть свое место в истории и исторических исследованиях, а вырывая человека в истории из самой истории как сложного и целостного процесса, единое позитивное знание вряд ли возможно получить.

Но вернемся к самой концепции историко-культурологического подхода, которой посвящена едва ли одна страница документа, и которая во второй части документа вдруг становится историко-культурным стандартом. Что же это все-таки такое? В рамках новой концепции предполагается заострение особого внимания на проблемах многообразия и взаимодействия культур народов, исторически вошедших в состав многонационального Российского государства, т.е. на проблему диалога культур. На первый взгляд, это одна из вариаций цивилизационного подхода в исторических исследованиях, но изложенная столь грубо и невежественно, что становится легкой добычей для любой критики.

Авторами для реализации концепции предлагается увеличить число часов на изучение культуры, имея ввиду «социокультурный материал, историю повседневности» (с. 9 проекта). И здесь же идет речь о рассмотрении отечественной истории как неотъемлемой части мировой истории. Поэтому не остается ничего иного, как назвать грубым и примитивным такую трактовку и такой механизм претворения в жизнь новой теории. Очевидное концептуальное противоречие сразу же бросается в глаза. При этом, и обращение к изучению повседневности, и рассматривание отечественной истории как части мировой, и диалог культур, и патриотическая основа исторического изложения (с. 8-10) – выглядят, безусловно, позитивно, однако в рамках предложенной концепции неорганично. Нельзя не задать вопрос: что разве отсутствуют указанные компоненты в иных концепциях?

Однако в новом проекте подчеркнуто игнорируются иные концепции исторического исследования: исторический материализм, теория модернизации, иные вариации цивилизационного подхода. Вне системного изложения концепция историко-культурологического подхода представляет собой произвольную сборку очевидных позитивных компонентов всех указанных теорий и концепций, и по этой причине установка на многофакторность в изучении истории остается лишь добрым пожеланием, но не системной целостностью, годной к непосредственному воплощению в учебном процессе.

Проект страдает также и тем, что в нем отсутствуют прописанные механизмы реализации своих положений в реальности. Все это отдается на откуп несовершенной российской законодательной базе в области образования, вынуждающей учителей не готовить образцовые уроки, а штамповать типовые уроки для учащихся, и писать образцовые отчеты для Министерства образования. В итоге страдает качество образования. И, несомненно, позитивные компоненты, содержащиеся в новом проекте УМК по отечественной истории, остаются позитивными только на бумаге.

 
По теме
22 марта 2024 года в рамках «Краеведческих встреч» состоялась беседа с Александром Степановичем Черновым, краеведом, писателем, издателем, редактором, экслибрисистом.
Жители округа смогли послушать произведения русских, советских и зарубежных композиторов, а также некоторые современные аранжировки в исполнении талантливых музыкантов.
Научно-практическая конференция врачей-психиатров - Психиатрическая больница В целях совершенствования оказания медицинской помощи психиатрического профиля населению Тамбовской области 28 марта на базе Тамбовской психиатрической клинической больнице прошла научно-практическая конференция врачей-психиатров.
Психиатрическая больница
Эксперты НМИЦ кардиологии им. ак. Е.И. Чазова высоко оценили систему работы кардиологической службы в Тамбовской областной клинической больнице - Областная больница им. В.Д. Бабенко В состав выездной рабочей группы, которая посетила регион, вошли: главный внештатный кардиолог Центрального федерального округа Сергей Проваторов; врач-рентгенхирург,
Областная больница им. В.Д. Бабенко
Мичуринские звездочки — победители - Дополнительное образование детей 26 марта в Региональном модельном центре (город Тамбов) состоялся финал областного конкурса одаренных детей системы дополнительного образования «Звездочки Тамбовщины».
Дополнительное образование детей
В Мичуринске открыли памятник основателям крепости Козлов - Тамбовская жизнь На набережной реки Лесной Воронеж в Мичуринске накануне торжественно открыли памятник, посвященный воеводам Ивану Биркину и Михаилу Спешневу, которые занимались строительством крепости Козлов в 1635 году.
Тамбовская жизнь
«Книжкины именины» - ЦБС г. Котовска Традиционно в конце марта проходит Всероссийская неделя детской книги, или «книжкины именины» целью которой является популяризация чтения среди детей.
ЦБС г. Котовска