...Девочка усердно крутит педали велосипеда. Она стремится вперёд и вперёд. У неё явно есть цель. Она на пути к солнцу — вон оно, сияет! Этот детский рисунок называется «Целеустремлённость». На другом — мальчик-крепыш в спортивном костюме с надписью «Россия» со штангой на пьедестале чемпионов. Автор назвал работу «Наше здоровье в наших руках». Ещё рисунок: целая группа мальчишек и девчонок с различными спортивными снарядами, называется «Бегом от болезней». Этими рисунками, как вы уже поняли, дети и подростки выразили своё отношение к здоровому образу жизни, его преимуществам перед вредными привычками.
Да, модным в последнее время стало связывать жизненный успех со здоровым образом жизни. А мысль, говорят, материальна. Графическая, живописная мысль, наверное, тоже. Не случайно организаторы областного творческого конкурса «Вверх по радуге» подробно объяснили детям, будущим участникам, и их педагогам и воспитателям цель задания.
Говорит социальный педагог центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения О. Токарев: «Организаторами конкурса являются управление образования и науки области, центр, управление федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области, Тамбовская областная общественная организация «Молодёжные инициативы». Конкурс направлен на формирование у детей и подростков отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, развитие навыков здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью. Объявляя конкурс, мы ставили задачу сформировать у детей правильное представление о здоровом образе жизни, провести профилактику вредных привычек посредством графических образов.
Было время, когда и взрослые художники, и совсем юные, задумав отобразить на бумаге всё зло, которое несут алкоголь, табак, наркотики, смачно рисовали бутылки, сигареты, шприцы, перечёркнутые жирными линиями. Перечёркивание должно означать яростное и категоричное «нет». Но детская, подростковая психика такова, что в отрицаниях, наподобие «не балуйся», не воспринимает отрицательную частичку «не», так и в графических изображениях не воспринимает перечёркивание как знак отрицания. Поэтому вышеупомянутые рисунки могут восприниматься наоборот — в качестве пропаганды алкоголя, табака, наркотиков. Мрачные образы, тёмные, серые тона тоже ничего хорошего не пропагандируют. Психологи в профилактике вредных привычек советуют делать акцент на позитиве, показывать не тёмные стороны жизни, а светлые или контраст доброго и злого.
Около 70 работ было направлено на конкурс. Более 50 рисунков, самые-самые, затем отправились на выставку в выставочном зале «Открытое пространство» Тамбовской областной общественной организации «Молодёжные инициативы».
«Работы все позитивные, вызывающие желание жить, показывающие, что жизнь прекрасна, — считает старший оперуполномоченный УФСКН России по Тамбовской области А. Балыков. — В рисунках дети выразили своё негативное отношение к вредным привычкам. Ещё один из положительных моментов конкурса заключается в том, что авторы рисунков сами увидели и, мы надеемся, поняли пагубное влияние психоактивных веществ на организм. Мне, например, понравилось то, что есть много работ, посвящённых спорту, как одной из альтернатив вредным привычкам».
Многим конкурсантам спорт вовсе не чужд. Девятиклассник Красносвободненской школы-интерната В. Князян чуть ли не с шести лет увлекается спортом. Его работа так и называется «Мы за здоровый образ жизни!». А в его представлении здоровый образ жизни — это занятия каким-либо видом спорта. Сам же Вадим увлекается не одним видом, а сразу несколькими.
— Футболом, баскетболом и кикбоксингом занимаюсь, — рассказывает девятиклассник, — и в качалку ещё хожу. У нас в интернате есть тренажёрный зал, директор сделал. Пример здорового образа жизни мне показал старший товарищ. Когда я пришёл в интернат, он меня сразу поддерживать начал, как тренер и друг был. Сейчас он уже выпустился... А спортом мне нравится заниматься. От спорта я радость получаю.
Солидарна с таким мнением ещё одна участница конкурса — пятнадцатилетняя М. Озаркова из Инжавинской общеобразовательной школы-интерната: «Здоровый образ жизни — это жизнь без вредных привычек. Это занятия спортом, увлечение танцами, рисованием, поэзией, походами, да мало ли в жизни интересных вещей!», — считает Мария, занимающаяся и спортом, и художественной самодеятельностью, и туризмом.
В мировоззрении семнадцатилетней Н. Федотовой из Заворонежского детского дома мир разделён на тёмную сторону, где царствуют вредные привычки — там хмурится небо, всегда идёт ливень, и светлую, где всё всегда хорошо, мир и благодать — там солнышко, зелёная травка, цветочки и счастливые дети. Такой у Наташи получился рисунок, выполненный на контрасте положительных и отрицательных образов.
— Каждому нужно иметь голову на плечах, чтобы, если будут предлагать попробовать, например, покурить, человек мог твёрдо сказать «нет», — считает Наталия. — Да, я могу отказаться и другим объясню, почему важно вести здоровый образ жизни. Ведь вредные привычки вредят здоровью, а от здоровья зависит твоё будущее. Надо искать то, от чего ты будешь получать позитив. Это благополучная семья, родители, когда у тебя хорошее настроение, это — хорошие люди. Хорошие люди — это самое хорошее, что может быть в жизни.
Тут, конечно, Наталия права, ведь помочь подростку понять, что такое здоровый образ жизни и почему важно его придерживаться, смогут только хорошие, добрые, чуткие взрослые. И обязательно — искренние.
Людмила СОКРУШАЕВА.