Ну а собственно, какой ей еще быть, если новый премьерный спектакль по пьесе Николая Железняка «Возвращение» автор определил, как «социальную драму». Пьесу поставил столичный режиссер Олег Плаксин и накануне премьеры пояснил, что стремился как можно реальнее приблизить сцену к правде современной жизни. Хотя правда тоже бывает разной...
«Мы все рождаемся с крыльями... и сами решаем, что с ними делать – расправить или сложить» , - такой эпиграф автор выбрал к своему произведению, где друзья юности встретились спустя много лет.
С одной стороны все они чего-то в жизни достигли, а с другой счастья не нашел никто. И судя по эпиграфу, виноваты в этом исключительно сами герои.
Но зритель не может не заметить, что автор пьесы как бы не согласен с самим собой. Ведь живут герои как раз в очень определенных социальных условиях и вынуждены действовать в соответствии с ними. А над главным пострадавшим персонажем, которого подставили компаньоны, вообще навис меч Фемиды. И это безысходное отчаяние самого внешне успешного героя с обезоруживающей убедительностью сыграл Сергей Ключников. Хотя его Миша так уверенно всем на зависть расправил крылья и улетел из родного городка, куда все равно пришлось вернуться, но с опаленными крыльями.
Вообще, пьесы о современной жизни – вещь неблагодарная. Потому что автор должен эту жизнь знать лично, а не по наблюдениям из своего писательского окна. Иначе автору можно просто не поверить. Например, когда по ходу спектакля друзья вдруг неожиданно (!) вспоминают, что вместе играли в рок-группе «Квадратные колеса» и начинают плясать под свою старую запись, ты сразу понимаешь – автор никогда в рок-группе не играл. Просто сцена – это зеркало жизни и очень беспощадное зеркало.
Впрочем, когда один из персонажей, ставший крутым бизнесменом, задается вопросом: « А что у нас было, когда мы бли молоды? Дружба и болше ничего!», с ним нельзя не согласиться. И оказывается, что этой дружбы было достаточно для счастья. Но как признался режиссер Олег Плаксин, он не пытался дать ответы на вечные вопросы. В частности на самый главный – неужели время убвает все, даже дружбу, что крепче любви? Ответ знает только зритель...
Виталий ПОЛОЗОВ
Фото автора.