Правительственным решением с 15 января этого года в России запущен экспериментальный проект по цифровой маркировке табачной продукции. Нанесение на сигаретную пачку двухмерного электронного кода позволит не только проследить ее движение от производственного конвейера до конечного потребителя, но и выявить масштаб реализации на рынке контрафактной продукции.
В создании данной технологии приняли участие две аффилированные компании – Центр развития перспективных технологий , который занимается генерацией маркировочных кодов, и ООО «Оператор ЦРПТ», в задачи которого входит отладка и контроль за системой слежения. Госконтроль за ходом эксперимента будут осуществлять Минфин, Минпромторг, Минкомсвязи и ряд других министерств и надзорных органов.
— Легальный бизнес получает большую долю рынка, сокращает свои издержки и повышает производительность труда. Это эксперимент, потому что мы считаем, что такие глобальные проекты нельзя запускать сразу в качестве чего-то обязательного. Мы вместе с производителями, вместе с дистрибьюторами, с ритейлом отрабатываем все механизмы, хотим апробировать все технологии, которые существуют, потому что они уникальны. Цифровые маркировки, цифровая прослеживаемость, электронные коды, которые защищаются с помощью криптографии, — пояснил замгендиректора по связям с общественностью оператора проекта «Центр развития перспективных технологий» Реваз Юсупов.
Проект будет работать в пилотном режиме до конца 2018 года. Присоединиться к нему могут производители табачных изделий, а также их импортеры и продавцы. Форма для регистрации размещена на сайте motp.crptech.ru. Данной возможностью уже воспользовались табачные компании, чьими усилиями покрывается 90% потребности российского рынка в данной продукции — Japan Tobacco International, «Бритиш Америкэн Тобакко Россия», «Филип Моррис Интернэшнл», а также торговые сети «Метро СС», «Лента» и «Дикси».
Как выразился вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко, это «формат конструктивного взаимодействия государства и бизнеса, который в контексте развития цифровой экономики позволит найти и реализовать максимально эффективное, современное техническое решение, отвечающее задачам государства и учитывающее производственные особенности табачной отрасли».